Арт-десант Москва – Таруса

Арт-десант Москва – Таруса
Арт-десант Москва – Таруса
Арт-десант Москва – Таруса
Фото: cs7057.userapi.com
МАРГАРИТА РАЗУМИХИНА

В настоящий праздник муз вылилось открытие экспозиции трех московских художников в Калужском музее изобразительных искусств. На втором этаже бывшего Дома учителя представлены работы подруг, относящиеся к различным направлениям искусства, зародившимся в начале прошлого века.

Будущие художницы учились одновременно в конце шестидесятых - начале семидесятых годов XX века в средней художественной школе при Суриковском институте. Сложившимися мастерами они каждое лето проводят в Тарусе.

Татьяна Файдыш - выпускница Суриковского института, член Союза художников СССР с 1983 года. Уже десять лет калужская гостья - член-корреспондент Российской академии художеств. Работы автора находится в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, музее Зиммерли (США), частных коллекциях на трех континентах.

При виде ее произведений зритель может вспомнить работы Василия Кандинского, Хуана Гриса, Жоржа Брака и других мэтров модернизма. Только что написанная работа Татьяны Андреевны «Собрание» показывает полуорнамент, полуантропоморфные фигуры. На плечах - круги голов, и в одном из них, зеркальном, зритель увидит свое отражение. Так картина становится в полном смысле слова интерактивной.

«Пляж», «Прогулка», «Парикмахерская» показывают сцены жизни как лоскутное одеяло геометрических композиций. Холст «Свидание» оставляет провалы на месте лиц персонажей, предлагая примерить ситуацию к себе.

Другая гостья, Наталья Толстая, - праправнучка Льва Николаевича! Ее отец, Олег Владимирович Толстой, родился в Югославии, и его семья вернулась в СССР после Победы.

Татьяна Олеговна окончила факультет монументально-декоративной живописи в Строгановке. Крупным заказом художника стал плафон в Малом зале Московского дома музыки - самой фешенебельной концертной площадки страны. Выставки работ мастера имеют самую широкую географию: от Ясной Поляны до США, от Италии до Норвегии.

Станковое творчество автора соединяет живопись и предметы быта. Пуговицы, кусочки дерева, фотографии обьединяются в композиции. Зритель может сравнить представленные работы с творениями Джозефа Корнелла, Эля Лисицкого, Владимира Татлина, других художников-авангардистов начала прошлого века. Коллаж Натальи Толстой «Полдень» показывает впечатление от шествия под палящим солнцем. Объект «Япония» из акрила и фанеры - парафраз лаконичного флага страны. Объект «Два креста» из проволоки, кусочков дерева может показать, что «Бог дышит, где хочет». Все выставленые работы нефигуративны, непрограммны, и зритель может вложить в них любой смысл, ассоциируя его со своим опытом.

Работы Марии Дрезниной, выпускницы мастерской театрально-декоративной живописи Суриковского института, показывают мир и с высоты птичьего полета, и в шаговой доступности. Все три художницы - летние жительницы Тарусы, и этот русский Барбизон стал их моделью. «Я знаю, что моя жизнь уже часть этого пейзажа», - сказала Мария Григорьевна.

Пейзажи Тарусы - это признания в любви, родственные остроте ощущения художников группы «Наби». «Таруса. Цветы под яблоней» сродни живописным манифестам Поля Серюзье. Знакомые лилейники, гвоздика превратились в растения заповедного сада, где обитал Аленький цветочек.

Летние привязанности художницы поделены между Тарусой и Крымом. Апрельский Гурзуф с его весенним цветением иудина дерева, алычи, миндаля, стенами кипарисов, дальним покоем моря - герой большой серии работ.

Другое направление творчества Марии Григорьевны - коллаж. Четырехчастное панно «Земное притяжение» показывает теплый мир людей, лесов, рек с высоты птичьего полета. «План парка», «Движение воздуха над землей» хранят ассоциации с работами Хуана Миро, Пауля Клее. Динамизм, легкость, оптимизм работ показывают, что эти сады - вид на тот же рай, что изображен художником с близкого расстояния.

Серия «Российские Мадонны» представляет парафраз на богородичные иконы, созданные из ситца, цветных пленок, бумаги. В серии «Жизнь в яйце» автор пробрался внутрь скорлупы, показав созидание нового существа.

Брат Марии Григорьевны, немецко-русский композитор Сергей Дрезнин, подарил зрителям «Думку» Петра Чайковского. Особым музыкальным подношением стала мировая премьера. Юный калужский вокалист Дэвид Катан спел два номера из мюзикла «Джельсомино» Сергея Дрезнина под аккомпанемент автора.

Мария Дрезнина не только художник-станковист, в качестве художника-постановщика она оформила ряд спектаклей в театрах Москвы, Пензы, Вены. Мария Григорьевна - научный сотрудник Пушкинского музея. Уже 30 лет она занимается арт-терапией, разработала уникальные методики. Одна из учредителей и член международной ассоциации арт-педагогов «Метаморфоза» подарила калужскому музею свои книги, описывающие успешный опыт работы с детьми-инвалидами и их родителями. Проект использования этой коррекционной методики был реализован при поддержке ЮНИСЕФ.

«Каждый ребенок - художник»,- считает Мария Григорьевна. Проверьте это утверждение, приведите на выставку детей и внуков!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора врачу лечебного учреждения города Обнинска.
Следственный комитет
«Классик военной поры». - Библиотека им. Н.Н. Ремизова   17 марта 2024 к 100-летию со дня рождения замечательного писателя, сценариста,
Библиотека им. Н.Н. Ремизова