«После Бауманского я пошел работать на машиностроительный завод. Мне нравилось заниматься железом, нравились исследования. Никаких признаков того, что когда-нибудь стану преподавать, не было».
С этого неожиданного признания начался наш разговор с деканом конструкторско-механического факультета, доктором технических наук Всеволодом БулычЁвым.
- Учиться на кафедру сварки я поступил осознанно, это был мой собственный выбор, – рассказывает Всеволод Валериевич. – А непрофильные дисциплины мне не казались очень важными. Но потом выяснилось, что различные научные знания могут быть увлекательными, появился интерес, и мои тройки и четверки перешли в четверки и пятерки!
Параллельно с техническим обучением студент закончил курсы иностранного языка, что очень пригодилось в трудные постперестроечные годы, когда пришлось подрабатывать переводами. В то время у Турбинного завода завязалось сотрудничество с «Сименсом», и требовалось переводить техническую документацию с немецкого на русский язык.
А однажды попался документ на польском. «Я поспорил сам с собой – осилю или не осилю? Хотя я не специалист, но языки у нас с поляками родственные, славянские… Самостоятельно взялся за дело, обложился словарями и, несмотря ни на что, сделал перевод!»
В 1996 г. закончил аспирантуру столичного МГТУ, диссертация была по профилю любимой лаборатории сварки – плазменному напылению металлов. В те годы эта технология начала широко применяться в промышленности, в том числе на калужских предприятиях. Новый метод позволяет обрабатывать изношенные детали – тонкий слой напыленного металла повышает прочность, давая механизму вторую жизнь.
- Сначала мы проводили предварительную оценку – насколько деталь изношена и можно ли применить этот способ. А потом уже напыляли новый слой. Это было выгодно заводу, - вспоминает ученый. - Два года мы внедряли эту технологию, и, как все новое, исполнение оказалось непростым, в процессе работы потребовались усовершенствования. Я, тогда еще молодой специалист, стал автором патента на изобретение. И спортивный азарт появился, как в переводе с польского, – сумею я это сделать? Сумел.
На занятиях своим студентам я всегда внушаю, что изменить можно все! Придя в вуз после школы, многие из них считают, что все на свете уже сделано и изобретено, ничего нового придумать нельзя. Поэтому их надо учить мыслить, видеть непроторенные пути и находить свежие решения. То есть мы в техническом вузе должны вчерашних школьников превращать в настоящих инженеров.
Свойства металлов, их обработка и сварка стали главным занятием Всеволода Булычева. На машиностроительных предприятиях Калуги с его участием выполнялись заказы для крупных заводов, для железнодорожного транспорта. Работы с использованием новых технологий, упрочняющих оборудование, регулярно демонстрировались на различных выставках и были отмечены медалью ВДНХ.
В 98-м году ему предложили по совместительству читать в Бауманском лекции по своей специальности, в которой он уже стал заслуженным авторитетом. Через год перешел в вуз окончательно. Та же тематика была продолжена и в докторской – упрочнение металлов электроконтактной наплавкой. Способ, полученный в результате работы над диссертацией, был внедрен в промышленности - на калужских заводах, в министерстве путей сообщения.
С 2013 г. Всеволод Валериевич является деканом конструкторско-механического факультета. Он доволен, что на кафедре сварки ведутся исследования совместно с заводом «Фольксваген», на кафедрах гидропневмоавтоматики и турбиностроения – с Турбинным заводом и другими предприятиями. Проводятся научные исследования также на кафедре подъемно-транспортных машин, и там открыта новая лаборатория по контролю качества металлоконструкций. Это направление особенно актуально в нашей стране – государственный контроль в свое время был упразднен, и немало действующего старого оборудования осталось без должного надзора. В итоге по всей России прошла волна происшествий, связанных, например, с падением подъемных кранов. Новая лаборатория поможет решить этот вопрос.
А особенно декан доволен тем, что наши местные заводы начали работать – и конкурс поступающих на специальности, которые готовит кафедра, также начал расти. В прошлом году один только КТЗ просил около 50 человек – столько выпускников на кафедре даже и не было!
Подавляющее большинство старшекурсников, как правило, уже работают, причем на заводах машиностроительного профиля.
- Когда я учился, - отмечает декан, - многие тоже работали, но в основном на рынке, в торговле. А теперь идут трудиться по специальности. Большое количество наших выпускников также устраивается по полученной специальности – на старые предприятия области и на новые, зарубежные. Так, из выпускников последних двух-трех лет Степан Горбенко уже стал заместителем директора автоцентра «Дженсер-Ромоданово», Максим Малахов – директором по продажам автоцентра «Дженсер-Калуга», многие работают на заводах «Фольксваген», «Вольво», «Пежо Ситроен»
- Всеволод Валериевич, вы теперь выполняете административные обязанности. Вам это нравится?
- Став деканом, я открыл, что работа со студентами доставляет подлинное удовлетворение. Наблюдаю, как они приходят – юными и неопытными, как растут, как становятся профессионалами.
- Но, наверное, бывают и сложности?
- Бывают. Недавно был разговор со студентами. Хорошие студенты, старательные, но у них проблемы с посещаемостью. Они мне объясняют: «Мы пропускаем занятия, потому что работаем. По специальности!». Я работающих студентов поддерживаю и всегда стараюсь помочь. Любую проблему можно решить. Меня радует, что у нас немало таких увлеченных ребят. В процессе учебы постепенно просыпается настоящий интерес, возникает желание узнать, как устроен тот или иной механизм, как он действует и почему, приходит понимание, что это дело для тебя!
- А как ваша научная деятельность - продолжается?
- Конечно. Постоянно участвую в конференциях, имею около сотни публикаций, в том числе в иностранных журналах, семь патентов на изобретения, вышла одна монография и готовится еще одна, по сварке давлением. Сварка давлением – сейчас мое основное занятие. Сегодня этот прогрессивный способ хорошо развивается, он позволяет обходиться без расплавления металла, и можно соединить прежде несовместимые вещи, например, металл и неметалл или металл и керамику. Сварка давлением используется в радиоэлектронике, тяжелом машиностроении, применяется для функциональных покрытий, когда требуется получить тонкий слой без перемешивания с основным материалом.
- Какие у вас планы на будущее?
- Хотелось бы довести до конца это исследование. Дело в том, что сварка давлением начала применяться уже давно, лет тридцать назад, но чисто практически, без научного обоснования. Как ни странно, механизм самого процесса до сих пор не ясен. И мы совместно с московскими коллегами проводим разработку теоретических вопросов. Эта технология применяется и за границей, но теоретическая часть там проработана еще меньше, чем у нас.
- Что вы пожелаете молодежи?
- Тем, кто учится, я говорю: главное – выбрать дело по душе. А лишнего в вузе ничего не дают, все, что вы здесь узнаете, будет полезно и расширит ваши возможности в жизни!
Наша справка:
Всеволод Валериевич Булычёв родился 17 декабря 1965 г. в Калуге. Окончил среднюю школу № 9, затем, отучившись в КФ МГТУ, в 1989 г. получил диплом по специальности «Оборудование и технология сварочного производства».
Несколько лет работал на калужских промышленных предприятиях, с 1999 г. преподает в КФ МГТУ. И кандидатскую диссертацию, и докторскую посвятил новым технологиям сварки. В 2013-м возглавил конструкторско-механический факультет, став самым молодым деканом вуза!
Его жена тоже училась в Бауманском, но на другом факультете. Вообще в семье В. Булычева преподавание является фамильной традицией. Его бабушка в 20-е годы была сельской учительницей, а дед - учителем математики в школе № 5, родители тоже преподавали после окончания Калужского педагогического института. Всеволод Валериевич представляет уже третье поколение педагогов.
Ему исполняется 50 лет – это тот завидный возраст, когда позади уже многое сделано, а впереди еще много перспектив!
Тамара Кулакова.