Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм

Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Музей изобразительных искусств достал из фондов экспрессивный реализм
Фото: nedelya40.ru

15 сентября в КМИИ состоялось открытие выставки «Экспрессивный реализм Ивана Захаровича Пушкарева (1904–1991). Живопись». Совсем небольшая экспозиция, включившая в себя семь живописных произведений художника, является осколком богатого творческого наследия и далеко не простой человеческой жизни.

Судьба художника Ивана Пушкарева сложилась драматично: он пережил страшные тяготы революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Но еще более трагична судьба его искусства — почти все, что он создал в первой половине своей жизни, летом 1941 года погибло в разрушенном и сожженном Смоленске.

И тем не менее художник сумел обрести свое место в послевоенной художественной культуре России. Уроженец Смоленска, в этом городе Иван Пушкарев и начал свою творческую деятельность. Здесь же, еще в революционные годы, ему посчастливилось изучать основы современного на тот момент живописного искусства под руководством мастера Владимира Штраниха. Руководивший смоленской студией Пролеткульта этот художник был любимым учеником Константина Коровина — великого русского импрессиониста. Затем — Москва, колоритный и страшный быт столицы рубежа военного коммунизма и нэпа, а спустя еще несколько лет — Ростов-на-Дону. Именно здесь в конце 1920-х годов Пушкарев впервые участвует в художественной выставке, и так удачно, что три его работы сразу же приобретаются местным художественным музеем — как особенно талантливые. Тогда же он впервые слышит слово «экспрессионизм»: именно так определили суть живописи Пушкарева местные знатоки искусств.

Чтобы не погибнуть от голода, художник возвращается в родной Смоленск, где быстро становится одним из наиболее деятельных участников местной художественной жизни. Его произведения избираются для смоленских и столичных художественных экспозиций, на него обращает свое благожелательное внимание художественная критика.

Наконец, Иван Пушкарев становится одним из активных организаторов смоленского Союза советских художников, созданного, кстати, более чем на четверть века раньше Союза художников СССР.

Уже в самом начале Великой Отечественной войны Иван Пушкарев оказывается на фронте, а затем в плену. Будучи же освобожден из плена, попадает в «фильтрационную» воинскую часть. И уже только после этого вновь возвращается в Смоленск, практически полностью разрушенный. А затем перебирается в Калугу. К этому времени художнику было уже более сорока лет, и он создавал полотна, приметно ориентированные на классическую европейскую живопись.

И все же с годами в полотнах Пушкарева все более и более проявляется та экспрессия, которая, судя по всему, была свойственна автору изначально. И это отнюдь не сводилось к самодостаточной выразительности, к бунтарскому самовыражению. Его раскованность и смелость кисти служили выражению свободного движения, развитию напряженной художественной мысли. Вероятно, поэтому в произведениях мастера есть красота, но нет «красивостей».

Особенно замечательны созданные Пушкаревым портреты. В них социальная характеристика, занимающая значительное место в искусстве тех лет, удивительно органично развивается в характеристику индивидуальную. Пушкареву, конечно, немаловажно, каков общественный статус изображаемого им человека, но еще важнее для него, каков внутренний мир модели. Всякий портрет — это художественное открытие в человеке животрепещущего сплава личностных черт, мгновенных, но вечных.

Выставка развернута в основном здании КМИИ по адресу улица Ленина, 104 и будет работать до 15 октября.

Сергей ГРИШУНОВ

Фото С. Гришунова



 
По теме
18 марта в нашей стране отмечается День воссоединения Крыма с Россией. В 2024 году этот праздник особенный – юбилейный, так как с момента тех знаковых событий прошло 10 лет.
Два жителя Калуги признаны виновными в причинении смерти знакомому - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора двум жителям Калуги.
Следственный комитет
ковид-больница - Pressa40.Ru Фото пресс-службы Правительства области Как мы писали ранее , в Калуге на базе инфекционной больницы планируют создать межрегиональный многопрофильный центр, где кроме инфекций будут лечить сопутствующие патологии.
Pressa40.Ru
Живой источник духовности - Козельская епархия «Великая вещь воистину есть Писания прочитание». Святитель Иоанн Златоуст   День православной книги отмечается 14 марта, ведь именно в этот день — 1(14) марта 1564 года — вышла первая в России печатная книга «Апостол»,
Козельская епархия
"Мы вместе! Крым и Россия" - Историко-краеведческий музей 18 марта 2024 г. будет отмечаться День воссоединения Крыма и России - важное событие новейшей истории нашей великой страны.
Историко-краеведческий музей
"Хранители Отечества" - Историко-краеведческий музей Накануне Дня защитника Отечества члены поискового отряда "Феникс" при участии сотрудников музея провели для учеников Полюдовской и Зикеевской школ мероприятия "Хранители Отечества".
Историко-краеведческий музей