Осенью на фестивале старейших театров России драмтеатр покажет премьеру спектакля «Попытка полёта».
Болгарский писатель и драматург Йордан Радичков написал притчу о желании людей подняться над обыденностью, заглянуть в свой глубокий внутренний мир. Тексты, пожалуй, всех произведений Радичкова написаны не по классическим правилам драматургии, они провокационны и порой сложны для восприятия. Тем интереснее становится, как режиссер спектакля увидит материал, как он его воплотит. Сможет ли он найти свою оригинальную тропинку между мифологичностью их, философским смыслом, заложенным буквально на каждой странице, и клоунадо-буффонным началом, который выплескивается с первой минуты чтения.
На калужской сцене спектакль «Попытка полета» ставит главный режиссер театра Александр Плетнев, который приоткрыл некоторые нюансы собственного видения спектакля:
- В чтении пьеса очень громоздкая. Мы как могли сократили её. Вообще небольшие пьесы- одноактовки Радичкова «Суматоха», «Январь» ставились на русской сцене. «Попытка полета» - это, если можно так выразиться, пьеса полного формата. У него в ремарке сказано, что это пьеса о том, как создаются мифы. Мужики из описанного хутора должны войти в историю Болгарии.
Однако за любой полет надо платить. Преодолел притяжение, гравитацию, неважно, как и неважно, какую, мечтою ли, влюбленностью, но ощутил состояние полета – приготовься падать. Будет больно. И в пьесе мужиков ждет серьезное наказание со стороны государства. Придет унтер (актер Евгений Сумин) и всем даст плетей по полной.
Такой подход мне не кажется очень уж пессимистическим. Отправляясь в полет (пусть это будет хотя бы влюбленность), будь готов к тому, что объект любви тебе в своё время может свинью подложить. Что-то все равно произойдет, что можно будет назвать падением.
Однако пытаться взлетать необходимо, иначе теряется смысл жизни. Вообще, я думаю, этот спектакль можно посвятить тем героям, которые в тридцатых годах прошлого века в советской России решились залезть в аэростат и ринуться в стратосферу, чтобы установить рекорд высоты. И в результате люди погибли. Они не исключали возможности того, что им придется умереть, но они предприняли эту попытку полета. И установили рекорд.
Вспомните, зачем Андрей Тарковский вставил в своего «Андрея Рублева» такой пролог? Помните: «Летю!» Что это за эпиграф ко всему фильму? И таких «попыток полета» можно найти огромное количество. Это какая-то дикая потребность человека полететь! И каждый человек летает по-разному, по-своему.
В пьесе у гениального Радичкова очень подробно описан финал: летит перышко, и все люди дуют на него, стараясь не допустить, чтобы оно упало. Понимаю, сразу практически у всех одинаковая реакция: это «Форест Гамп». А почему нет? Перышко летит, но в фильме и в спектакле оно рождает совершенно разные эмоции, разные ассоциации…
Размышлять о своем новом спектакле Александр Плетнев может часами. И чертовски интересно наблюдать за тем, как у тебя на глазах вдруг рождаются новые краски, нюансы, идеи. «Попытка полета» станет своеобразным ответом хозяев фестиваля «Старейшие театры России» на привезенные работы коллег. Театралам же остается лишь дождаться сентября, когда Калужский государственный драматический театр откроет 237-й театральный сезон.
Владимир АНДРЕЕВ.