Новости города БезФормата.Ru
Калуга
Главные новости
 
Задать вопрос?

О празднике Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Как же произошло рождение Спасителя, и какие события ветхозаветной истории предшествовали ему?
Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя (Быт. 3:15), и неоднократно повторял это обещание (Быт. 22:18; 2 Цар. 7:12-13), чтобы приготовить людей к Его принятию. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились.
В церковном каноне на Рождество Христово говорится, что «...мудрый Создатель опять возстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни».
Перед рождением Спасителя римский император Август (Октавий), который правил Иудеей, повелел произвести во всей империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском, но так как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудовой, в Вифлееме, городе Давидовом, то они и направились в этот город.
В этом городе и исполнилось предсказание пророков о рождении Спасителя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14); «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).
Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно в вертепе. Младенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона на Рождество Христово).
Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены - эти первые образы Его смирения и уничижения - не могли утаить Божественной славы Младенца. Среди полночной тишины весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесной звездой возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2:11). Свт. Григорий Неокесарийский поучает: «Великое и чудное таинство видим ныне мы. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим... В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хваля во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам. Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, «вознесе смиренныя». В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу: вместо звезд восприемлет Ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца — беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин». Итак, немощи людей непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией — жизнь всех людей».
Явившаяся перед рождением Христа на востоке от Вифлеема чудесная звезда возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ. 24:17). Необычная звезда привела с востока, на поклонение новорожденному Царю Иудейскому волхвов, или мудрецов, которые, падши перед ним, поклонились и поднесли Ему дары: золото - как Царю, ладан - как Богу, смирну - как «имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным», - трактует Священное Писание блаженный Феофилакт Болгарский.
Так, в Вифлеемском вертепе сквозь уничижение родившегося Спасителя просияла Божественная слава.
Между тем, иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он повелел волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы, получив откровение во сне – не вернулись к деспоту. Ирод пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет», - свидетельствует евангелист Матфей (Мф. 2:18). 14000 – число убитых детей.
Однако Ироду не удалось осуществить задуманного. Святой Иосиф Обручник, получив во сне откровение, бежал в Египет вместе с Марией и Младенцем в ту же ночь.
Блж. Феофилакт Болгарский, поясняя Евангелие от Матфея, пишет: «Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцов. Так и сии дети больше увенчаны будут».
Свт. Иоанн Златоуст, смотря на это страшное событие через призму вечной жизни, излагает его следующим образом: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным или обездоленным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек твой благодетель?»

Зачем Бог стал Человеком?
Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне Боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.
Свт. Иоанн Златоуст называл праздник Рождества Христова началом всех праздников: «...В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».
Известно, что рождение Христа было предсказано ветхозаветными пророками – этого ждали на протяжении нескольких веков. Это великое событие имеет отношение к каждому из ныне живущих людей – об этом, в частности, свидетельствует и церковная гимнография. К примеру, в праздник Рождества Христова наиболее часто воспеваемыми песнопениями являются тропарь и кондак Рождества.
В текстах песнопений есть одна характерная особенность – частое повторение относительно событий двухтысячелетней давности слов «днесь» и «ныне». Церковь в богослужебной практике таким образом вводит человека в особую реальность – каждый становится духовным участником и свидетелем совершающихся событий Рождества Христова.
Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание». Евангелист Лука свидетельствует: «И вот, когда они (Иосиф и Мария) находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7). Именно так – в пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена, в холодную зимнюю ночь – родился Богочеловек, Спаситель мира. По утверждению свт. Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение».
«Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь наш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение... Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш — во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям — страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время», - заключает св. Ириней Лионский.

Вопрос датировки Рождества Христова
Ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Рождества Христова. О дне, месяце и годе рождения Спасителя можно заключить, опираясь на совокупность данных: евангельских, исторических, хронологических, археологических, астрономических и др.
Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г. до н.э., а наиболее вероятный - 5 г. до н.э. Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима (4 г. до н.э.).
Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия:
• служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела;
• правление царя Ирода во время рождения Христа;
• появление на небе звезды, которую увидели волхвы;
• перепись Квириния;
• начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия;
• примерный возраст Христа при начале служения;
• слова иудеев о возрасте Христа.
Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым, который, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год. Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления «от Рождества Христова», позднее названного «нашей эрой».
С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря (по юлианскому календарю).
Русская Православная Церковь, использующая юлианский календарь, празднует Рождество Христово 7 января по григорианскому календарю.

Об установлении церковного праздника Рождества Христова
В воспоминание Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа Церковью издревле установлен особый день, причисленный к разряду Великих праздников, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие великим, всерадостным и чудесным. Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайно важное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Младенце, славою и хвалою Его от пастырей (см.: Лк. 2:10–20).
Начало празднования относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В III веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений прп. Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Свт. Иоанн Златоуст в 385 году в своем Слове называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын (император Константин Великий). В кодексах императоров Феодосия (438 г.) и Юстиниана (535 г.), излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества многие священные песнопения, употребляемые Церковью для прославления светло празднуемого события и поныне.
Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим наименованием Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов свт. Иоанна Златоуста, который в одной из своих бесед в Рождество Христово говорит: «...не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «...бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3:23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества величайшим, мироспасительным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Иконография праздника
Рождество Спасителя, день, когда Богочеловек явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные по особенностям написания иконы Рождества Христова.
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.
Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (VI в.). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждение того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях прп. Андрей Критский, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях свт. Димитрий Ростовский.
Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, архиепископа Равенны (сер. VI в.): Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку (сюжет взят из 20 главы апокрифического протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери).
В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию. После периода иконоборчества сюжет часто изображается в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако, в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света, как, например, на мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII в.).
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет (особенно в VIII–IX вв.) дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2:1–12; Лк. 2:6–20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры VIII-IX вв., например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова прп. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. На иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца XVI века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7:14).
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, например, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой (монументальная живопись собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Кирилловской церкви в Киеве (все – XII века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга (например, на южной и северной стенах храма). Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на Небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до Успения Пресвятой Богородицы.
Рассмотренные нами некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

О праздновании Рождества Христова и о том, как провести святочные дни
Праздник Рождества предваряет сорокадневный Рождественский пост, который призван через период покаяния, воздержания и молитвы очистить наши сердца и приготовить нас к достойной встрече Великого События. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост).
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства и шесть дней попразднства. Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, разрешать (т.е. опускать) пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.
Каждый из нас задумывался над вопросом: почему на Рождество украшают елки? Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, а ветвь произрастет от корня его» (Ис. 2:1), так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет от него - произрос Ты от Девы».
Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).
Торжественное прославление Рождества Христова после богослужения в храмах должно переноситься и в жилища верующих. С древних времен православные христиане проводили Рождество и последующие святочные дни (святки) благоговейно. Также и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.
Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. Из сети интернет, с экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах VI Вселенского Собора прямо говорится: «Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат епитимии. Епитимии надлежит подвергать и тех, которые производят гадания... Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6:14-16)», - единогласно наставляют и предостерегают Святые отцы Церкви.
В завершение хотелось бы привести замечательные слова святителя Христова IV века, Амвросия, епископа Медиоланского: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа – да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Пусть он телом и будет присутствовать на сем торжестве, но духом далеко он отстоит от Спасителя мира: и никакого общения имети не могут – нечистый со святым, сребролюбец с милостивым, прелюбодей с девственником, разве что недостойный, вступая в сие сообщество, большее себе осуждение предуготовляет, когда сам себя не знает... Итак, братия, встречая день Рождества Христова, очистим себя от всех беззаконий; наполненные сокровищницы свои различными дарами отверзем ныне, дабы в сей святой день странные получить могли из них нужное для себя; да напитаются вдовицы; да оденутся нищие».

 

Последние новости Калужской области по теме:
О празднике Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

РождествоКлимент0107.jpg - ГТРК Калуга
Поздравление с Рождеством митрополита Калужского и Боровского Климента - Калуга
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Сердечно поздравляю вас с Рождеством Христовым.
13:01 07.01.2017 ГТРК Калуга
Поздравляем калужан с Рождеством Христовым! - Калужская БСМП
Поздравляем калужан с Рождеством Христовым! - Калуга

18:40 06.01.2017 Калужская БСМП
На ярмарке в честь грядущего Рождества Христова состоялся молебен - Городская управа
На ярмарке в честь грядущего Рождества Христова состоялся молебен - Калуга
  6 января в Рождественский сочельник на улице Театральной был проведен молебен.
15:38 06.01.2017 Городская управа
В Калужском городском парке открылся рождественский вертеп - Знамя
В Калужском городском парке открылся рождественский вертеп - Калуга
Олег НИКИФОРОВ Как сообщает Калужская епархия, вчера у стен Свято-Троицкого кафедрального собора в Калужском городском парке в преддверии праздника Рождества Христова открылась рождественская композиция.
15:04 06.01.2017 Знамя
О празднике Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - Калужская епархия
О празднике Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - Калуга
7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
13:40 06.01.2017 Калужская епархия
Епископ Тарусский Серафим совершил праздничные богослужения в день памяти сщмч. Августина Калужского - Калужская епархияВечером, 22 ноября 2017 года в Свято-Никольском храме г. Калуги епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии совершил торжественное всенощное бдение.
24.11.2017 Калужская епархия
В Свято-Никольском храме молитвенно почтили память священномученика Августина (Беляева) - Калужская епархияВечером 22 ноября 2017 года в Свято-Никольском храме в Калуге епископ Тарусский Серафим, викарий Калужской епархии совершил Всенощное бдение.
23.11.2017 Калужская епархия
В.Р. Легойда: Открытость при обсуждении документов, имеющих общецерковное значение, беспрецедентна - Калужская епархия22 ноября 2017 года, выступая на пресс-конференции, посвященной предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р.
23.11.2017 Калужская епархия
В Москве состоялось открытие XXII Международного фестиваля кино- и телепрограмм «Радонеж» - Калужская епархия21 ноября 2017 года в храме святителя Николая Мирликийского в Толмачах в Москве был совершен торжественный молебен пред иконой Божией Матери «Владимирская» и прошла пресс-конференция в связи с открытием XХII Международно
23.11.2017 Калужская епархия
Императорское Православное Палестинское Общество отмечает 135-летний юбилей - Калужская епархия3 декабря 2017 года в 18.00 в Колонном зале Дома Союзов состоится торжественный вечер,
23.11.2017 Калужская епархия
Воспитанники Георгиевской воскресной школы посетили святые места Подмосковья - Калужская епархияВоспитанники воскресной школы при Свято-Георгиевском соборе г. Калуги посетили святые места Подмосковья.
23.11.2017 Калужская епархия
В Калужской епархии пройдет пастырский семинар: «Организация помощи социально незащищенным семьям на приходе» - Калужская епархия27 ноября, в 11.00, в 623 аудитории Калужской епархии пройдет пастырский семинар на тему: «Организация помощи социально незащищенным семьям на приходе».
23.11.2017 Калужская епархия
В Калужской епархии молитвенно почтили память священномученика Августина (Беляева) - Калужская епархия23 ноября, в день памяти сщмч. Августина, архиепископа Калужского и Боровского, епископ Козельский и Людиновский Никита совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги.
23.11.2017 Калужская епархия
Митрополит Климент принял участие в работе Высшего Церковного Совета - Калужская епархия23 ноября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковног
23.11.2017 Калужская епархия
Представители Калужской епархии приняли участие в интерактивной квест-экскурсии в СОШ №45 г. Калуги - Калужская епархияКлирики Калужской епархии приняли участие в интерактивной квест-экскурсии "Традиции и инновации в системе воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в МБОУ "СОШ №45" г.Калуги".
22.11.2017 Калужская епархия
Представители Калужской епархии приняли участие в интерактивной квест-экскурсии в СОШ №45 г. Калуги - Калужская епархияКлирики Калужской епархии приняли участие в интерактивной квест-экскурсии "Традиции и инновации в системе воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в МБОУ "СОШ №45" г.Калуги".
22.11.2017 Калужская епархия
День Архистратига Михаила в с. Красное - Пафнутьевский монастырь21 ноября в день Собора Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных верующие собрались в Михайлоархангельском храме с. Красное.
22.11.2017 Пафнутьевский монастырь
Митрополит Климент сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Храме Христа Спасителя - Пафнутьевский монастырь20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
22.11.2017 Пафнутьевский монастырь
Клирик Калужской епархии поздравил обнинчан с Днем матери - Калужская епархияВечером 21 ноября, по благословению митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Калужской митрополии протоиерей Сергий Вишняков, благочинный г. Обнинск поздравил жителей города с Днем матери.
22.11.2017 Калужская епархия
В 40-й день после кончины архимандрита Наума (Байбородина) в Троице-Сергиевой лавре почтили память усопшего - Калужская епархия21 ноября 2017 года, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в 40-й день по преставлении архимандрита Наума (Байбородина), в Троице-Сергиевой лавре молитвенно почтили память почившего.
22.11.2017 Калужская епархия
Во Владимире пройдет выставка-форум «Радость Слова» - Калужская епархияС 8 по 12 декабря 2017 года во Владимире в рамках Рождественских чтений Владимирской епархии пройдет православная книжная выставка-форум «Радость Слова»,
22.11.2017 Калужская епархия
В Москве пройдет презентация книг, посвященных святителю Иоанну Шанхайскому - Калужская епархия23 ноября 2017 года в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской состоится презентация книг, посвященных святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому «Единственный: Первое житие Иоанна Чудотворца»,
22.11.2017 Калужская епархия
ФСБ России передала Санкт-Петербургской духовной академии конфискованные иконы - Калужская епархияВ 1995 году при обыске квартиры осужденного контрабандиста петербургские следователи вскрыли тайник, в котором обнаружили более 300 икон, датируемых XVII-XIX вв.
22.11.2017 Калужская епархия
Состоялись торжества по случаю 25-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - Калужская епархия18-19 ноября 2017 года в Москве прошли торжества по случаю 25-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
22.11.2017 Калужская епархия
Храм-Фитинино1121.jpg - ГТРК Калуга День Архангела Михаила отметили калужские православные. Для верующих этот день считается особым, когда молятся об укреплении сил, о помощи в физическом исцелении, избавлении от скорбей и бед.
21.11.2017 ГТРК Калуга
                                                                                                                      21 ноября Русская православная церковь празднует день Собора Архистратига Михаила.
21.11.2017 Администрация Калужской области
Митрополит Климент сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Храме Христа Спасителя - Калужская епархия20 ноября 2017 года, в понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
21.11.2017 Калужская епархия
Епископ Серафим совершил Божественную литургию в храме Архангела Михаила г. Калуги - Калужская епархия21 ноября 2017 года. Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
21.11.2017 Калужская епархия
В Калужской области сотрудники ГИБДД задержали машину, находящуюся в розыске - УМВД Калужской областиВ ночное время на 18 км автодороги 1Р:132 «Калуга-Тула-Михайлов-Рязань» в районе поворота на д.
24.11.2017 УМВД Калужской области
В Калуге мужчина подозревается в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью гражданину - УМВД Калужской областиВ дежурную часть отдела полиции поступило сообщение от диспетчера скорой медицинской помощи о том, что в приемное отделение доставлен пострадавший с ножевыми ранениями.
24.11.2017 УМВД Калужской области
В Калуге направлено в суд многоэпизодное уголовное дело, возбужденное по фактам мошенничества в сети Интернет - УМВД Калужской областиОрганами следствия отдела полиции № 2 УМВД России по г. Калуге окончено и направлено в суд многоэпизодное уголовное дело, возбужденное по признакам состава преступления,
23.11.2017 УМВД Калужской области
Полицейские накрыли плантацию наркосодержащих грибов в калужской квартире - Калужская неделя
Полицейские накрыли плантацию наркосодержащих грибов в калужской квартире
В квартире 43-летнего калужанина полицейские в ходе обыска обнаружили плантацию галлюциногенных грибов, содержащих псилоцин.
Калужская неделя
Два школьника попали под колеса авто за день в Калуге - Калужская неделя
Два школьника попали под колеса авто за день в Калуге
Во вторник, 20 ноября, два подростка получили травмы в ДТП на дорогах областного центра.
Калужская неделя
Калужский автослесарь попал под следствие за угон автомобиля клиента - Калужская неделя
Калужский автослесарь попал под следствие за угон автомобиля клиента
23-летний калужанин стал фигурантом уголовного дела по части 1 статьи 166 УК РФ («неправомерное завладение автомобилем без цели хищения»).
Калужская неделя
Митрополит Климент принял участие в работе Высшего Церковного Совета - Калужская епархия23 ноября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковног
23.11.2017 Калужская епархия
В Санкт-Петербурге представлен проект «Твой святой» - Калужская епархия21 ноября 2017 года в Доме журналиста в Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Социальный проект с петербургским лицом "Твой святой": перспективы становления и развития».
24.11.2017 Калужская епархия
В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему Архиерейскому Собору РПЦ - Калужская епархия22 ноября 2017 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.
24.11.2017 Калужская епархия
В Калугу доставили копию иконы Серафима Саровского «Умиление» Богородицы - Калужская неделя
В Калугу доставили копию иконы Серафима Саровского «Умиление» Богородицы
Этот чудотворный образ прибыл в Калужскую область с курской земли. Икона прославилась в середине 90-х прошлого века в посёлке Локоть Брянской области.
Калужская неделя
dscn0305 - Газета Обнинский Вестник
Центр «Милосердие» на православной выставке-ярмарке
С 3 по 8 ноября по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента в Калуге прошла одиннадцатая международная православная выставка-ярмарка «Мир и Клир».
Газета Обнинский Вестник
Историю Соловков показали на выставке - Калужская неделя
Историю Соловков показали на выставке
В Калуге представлен выставочный проект «Соловки. Голгофа и воскресение», который с 2010 года развивается на территории России по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Калужская неделя
Энциклопедия природы от Филиппа Елгина - Калужская неделя23 ноября Калужское отделение Союза художников России представило в своем выставочном зале большую экспозицию Филиппа Николаевича Елгина (1917 – 1995), подготовленную к 100-летию мастера.
24.11.2017 Калужская неделя
Студия эстрадной песни «ТОНУС-Арт» тепло встретила новичков - Молодежь Калужской области 17 ноября в Областном молодежном центре состоялся первый в этом творческом сезоне концерт вокальной студии «ТОНУС-Арт».
23.11.2017 Молодежь Калужской области
В Обнинске пройдут кинофестивали для детей - Телерадиокомпания НикаВ Обнинске продолжают «воспитывать экранную культуру у подрастающего поколения».
24.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Эстафета дошла до Боровска - Газета Боровские известия
Эстафета дошла до Боровска
18 ноября в РДК состоялся благотворительный концерт в рамках эстафеты «Парк героев».
Газета Боровские известия
Многогранная экспозиция - Газета Боровские известия
Многогранная экспозиция
На прошлой неделе в боровском филиале музейно-выставочного Центра имени Жукова открылась замечательная выставка художницы, живописца, графика Ирины Поляковой.
Газета Боровские известия
ПРОРЫВ. ЕЩЁ ПРОРЫВ!
Творческое шествие городского Дворца культуры к своему 45-летию продолжается!
Гaзeтa Обнинск
25 ноября в спорткомплексе «Олимп» состоится чемпионат и первенство Калужской области по фитнес-аэробике.
24.11.2017 Гaзeтa Обнинск
Песков: Путин 1 декабря может принять участие в церемонии жеребьевки ЧМ-2018 - Телерадиокомпания НикаПрезидент РФ Владимир Путин, как ожидается, примет 1 декабря в Москве участие в церемонии жеребьевки группового этапа чемпионата мира по футболу 2018 года.
24.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Подведение итогов КФЛ - ФК КалугаСегодня в ОМЦ состоялась церемония награждения команд и лучших игроков по итогам футбольного сезона — 2017.
22.11.2017 ФК Калуга
Опытный шахматист сыграл со школьниками - Калужская неделя
Опытный шахматист сыграл со школьниками
Сеанс одновременной игры на 23-х досках в минувшую среду, 15 ноября, дал юным спортсменам-шахматистам городской общеобразовательной школы №4 в минувшую среду известный в Калуге популяризатор шахмат Сергей Шарабин.
Калужская неделя
Калужским сурдлимпийцам вручили награды - Калужская неделя
Калужским сурдлимпийцам вручили награды
В среду, 15 ноября, в доме правительства Калужской области заместитель губернатора Николай Калиничев и министр спорта Алексей Логинов принимали калужских спортсменов, выступавших на ХХIII летних играх этим летом в Турции.
Калужская неделя
Не хуже мальчиков - Газета Боровские известия
Не хуже мальчиков
Женская сборная по футболу из Балабанова принимала участие в турнире по мини-футболу, состоявшемся в селе Льва Толстого (Дзержинский район).
Газета Боровские известия
Калужская область подписала соглашение с десятью регионами о сотрудничестве в области туризма - Телерадиокомпания НикаВ Туле заместитель губернатора Николай Калиничев принял участие в Межрегиональном Съезде субъектов-участников глобального культурно-познавательного туристского проекта «Русские усадьбы».
24.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Энциклопедия природы от Филиппа Елгина - Калужская неделя23 ноября Калужское отделение Союза художников России представило в своем выставочном зале большую экспозицию Филиппа Николаевича Елгина (1917 – 1995), подготовленную к 100-летию мастера.
24.11.2017 Калужская неделя
Анатолий Артамонов призвал руководство Малоярославца и всего района «дружнее работать» - Телерадиокомпания НикаГлава региона встретился с руководством Малоярославецкого района и  районного центра.
24.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Музей космонавтики отметил 50-летний юбилей - Городская Дума22 ноября калужский Государственный музей истории космонавтики имени К.Э.
22.11.2017 Городская Дума
Геннадий Скляр принял участие в заседании рабочей группы «Экологическая модернизация» в Берлине - Телерадиокомпания Ника22 ноября состоялось торжественное открытие заседания рабочей группы «Экологическая модернизация» Форума «Петербургский диалог» на тему: Циркулярная экономика и повторное использование органических отходов.
23.11.2017 Телерадиокомпания Ника