Юдоль плача

Бывший малолетний узник фашистских лагерей вспоминает. Обоз идёт на запад

...Все на запад, на запад, хотя бы одна телега на восток… По Варшавскому шоссе, по правой его стороне, растянулся обоз. На телегах - кухонная посуда, ведра, чугунные печные горшки, кое-какая одежда. И возле каждой телеги — дети, старики, женщины. А по центру шоссе — немецкие автоматчики в касках, туда и сюда проносятся мотоциклы. Обоз движется медленно. Летнее солнце безжалостно палит. Время от времени слышится крик: «Schnell! Schnell!», однако скорость движения обоза не увеличивается.

В моей детской памяти запечатлелись жуткие картины. Наш деревянный домик стоял на самом краю деревни, даже как-то особнячком. Однажды прострекотал немецкий мотоцикл, и в дом ворвались два автоматчика. С этого момента начались наши страдания, наше унижение. Один из автоматчиков наставил на отца автомат и что-то быстро начал говорить. Отец, инвалид еще c первой мировой и гражданской войн, понял немца, и мы стали бросать на телегу самое необходимое. Мать заголосила, запричитала. Отец же торопил: «Дети, быстрее!» Нас было дома три брата: Егору - тринадцать, Петру - одиннадцать, мне шел десятый год. Старший брат Николай и сестра Аня находились тогда в блокадном Ленинграде.

И вот мы плетемся за телегой по дороге на деревню Малистово, далее на Понизовье (Спас-Деменский район). Через понизовский мост переехало несколько семей. Фрицы выпроводили нас за Понизовье, потом куда-то исчезли.

В лесу остановились на ночлег. Мать подоила корову. Отец разжег костер и в чугунке сварил кашу из зерен ржи. После ужина все уснули.

Лишили кормилицы

Утром, рано-рано, к нам опять подошли те двое фрицев с автоматами. Приказали ехать дальше, к шоссе. Один из них набросил обрывок веревки на шею нашей коровке и повел ее в сторону. Отец подбежал к немцу, упал перед ним на колени, стал просить, чтобы не отбирали корову, показывая на нас, детей, что мы умрем с голоду.

До сих пор помнится эта жуткая сцена. Отец схватился за веревку на шее коровы, пытаясь вырвать ее у немца. Но тут подбежал другой немец и выпустил автоматную очередь. Отец упал лицом на землю. Корову немцы увели. Мы подбежали к отцу, стали его поднимать. Отец остался жив - немец стрелял в землю, около ног отца, для страху. Минута облегчения и подавленности. «Сынки, как же мы теперь будем жить?!» - тихо говорил, почти стонал отец.

Уже много дней мы в составе обоза едем, бредем по Варшавке. Асфальт нагрет палящим солнцем. Кожа на ногах, особенно на пятках, потрескалась, наступать больно, а идти надо.

Наконец пришли в Рославль. Нас остановили возле высокого забора из колючей проволоки. За нею располагался лагерь для советских военнопленных. Нас разместили вдоль «колючки» в огороженной жердями полосе. Сегодня я бы назвал это место юдолью плача. Каждая семья на отведенном ей участке устроила себе лежбище. Тут же возле телеги стояла и наша лошадка Ласка. Она привезла нас в рославльский лагерь, потом везла дальше. И когда нас освободила Красная Армия, Ласка повезла нас назад, на восток, домой. У нее хватило на это сил, а назавтра после возвращения Ласка заболела, и ее не стало.

Мать спасла Петьку

В лагере с братом Петькой мы ежедневно собирали для Ласки придорожную траву, которую она с удовольствием ела, — другой пищи для нее в тех условиях не было.

Однажды, дело было к вечеру, мы несли по охапке травы, и перед нами встал немец. Он жестами указал, чтобы мы шли за ним. Дело в том, что недалеко от нашей халупы немцы расположили свою конюшню. Здесь были холеные мощные лошади, их называли тяжеловозами. Вот этим лошадям-тяжеловозам мы тоже носили траву. В этот день мы уже отнесли сюда свою норму. Второй раз Петька отказался нести. Немец замахнулся и ударил его по плечу ремнем. Удар был слабый, скорее это было понуждение.

Дальше произошло такое, что до сих пор на сердце запечатлелось болезненным рубцом. Петька прижал к себе охапку травы и выкрикнул прямо в лицо фрицу: «Гитлер капут!» У фрица исказилось лицо, сделалось злым, звериным. Он толкнул брата сапогом. Петька уронил охапку, упал. Рубашечка на его спине как-то вздернулась. И немец по его голой спине стал хлестать ремнем. А мы все, кто был рядом, оторопели, стояли и смотрели, как на спине с каждым ударом вспыхивали ярко-красные полоски. Две полоски лопнули, из них сочилась кровь, и с каждым ударом из-под ремня разлетались брызги.

Кто-то из толпы крикнул: «Ребенка убивают!» Прибежала мать и невероятным голосом, в котором был и плач, и отчаяние, и необыкновенная решимость: «Не дам, не дам губить ребенка!» - остановила солдата. Очевидно, крик женщины на него подействовал. Все же по инерции он нанес последний удар, но уже по лицу матери...

Мы кое-как дотащили Петьку до нашего лежбища. Там его уложили под телегой. Вся спина у него была в кровавых полосках. Через некоторое время пришел врач. (В лагере, за «колючкой», были врачи.) Он смазал спину каким-то лекарством и ушел. Когда мы вернулись из лагеря домой, Петька долго болел. Ему повредили позвоночник. Болезнь была мучительная. Но даже при такой жизни он научился играть на гармошке, потом на баяне, писал стихи и просил меня сказать свое мнение. Очень ему хотелось выздороветь.

Сатанинские дни

В лагере постоянно хотелось есть. Отца и старшего брата Егора немцы забирали на работы. К вечеру они возвращались. Отец молчал. Я только потом узнал, что ему было мучительно смотреть на нас и он не надеялся, что мы выживем. Они приносили буханку хлеба. Потом в лагерь привозили большой бак варева - «бурды». В те голодные сатанинские дни кружка бурды мне казалась спасительным удовольствием: после холодной ночи бурда с кусочком хлеба так приятно согревала, утоляла голод, правда, ненадолго.

Егор, возвращаясь к вечеру с отцом в нашу слезную юдоль, рассказывал нам, что он узнавал о жизни за «колючкой» пленных - солдат Красной Армии. Много бойцов умирало голодной смертью. Дело дошло до того, что пленные убивали тех, кто в лагерь попал недавно и не успел еще истощать, утоляли голод человеческим мясом. А сейчас можно спокойно прочитать в книге: людоедство - это зверство, жестокость, бесчеловечность, варварство. Были дни, когда в лагере умирали 300 - 400 пленных и более. Могильщики («капут-бригада») не успевали их вывозить. Тогда фашисты привлекали взрослых мужчин из нашего лагеря.

Нас освободили. Мы вернулись домой. Тяжелое бремя войны надорвало здоровье многих. Умерли отец и мать. Ушли в мир иной братья. Но жизнь продолжается. Живут наши внуки и правнуки.

Время лечит

В 2002 году я побывал на месте, где находился тот фашистский лагерь, в Рославле Смоленской области. Там сооружен мемориал и установлена бетонная глыба, напоминающая высокую стену, за которую «капут-команда» сбрасывала трупы умерших от голода и болезней узников. На глыбе начертано знаменитое стихотворение Александра Твардовского, начинающееся словами:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли
с войны…

Будучи директором калужской средней школы № 33, я несколько раз принимал гостей - учителей из Германской Демократической Республики. В программах встреч первым пунктом всегда ставили беседу наших пионеров с немецкими учителями. Ребята рассказывали им о борцах за свободу в годы Великой Отечественной войны, о Зое Космодемьянской, Алексее Шумавцове и других.

А когда пришлось поехать в командировку в округ Зуль ГДР - побратим нашей области, мы откровенно говорили с немецкими коллегами о совместной работе учителей двух стран по воспитанию подрастающего поколения, о необходимости добиваться взаимопонимания, не скрывать от детей ужасов войны. Странно, но я не испытывал к немцам никакой неприязни. Время лечит самые жестокие душевные травмы. А за просвещенческую деятельность среди учителей Германской Демократической Республики я был удостоен нагрудного знака «Отличник просвещения ГДР».

Андрей РОДИОНОВ.
 
По теме
27 марта жители Малиновки рассказали о своей постоянное проблеме Источник: kp.ru Жители Малиновки пожаловались на отключение воды По их словам, ночью нет воды, а подвоз никто не организовывает.
В Калуге и Обнинске полицейские выявили 33 нарушения миграционного законодательства - Телерадиокомпания Ника Фото: УМВД России по Калужской области В Калуге и Обнинске сотрудники полиции провели профилактические мероприятия, направленные на обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.
Телерадиокомпания Ника
r(5) - Знамя В двух городских округах Калужской области прошли полицейские рейды, они были нацелены на обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания людей, их итоги приводит региональное управление МВД.
Знамя
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ - Кремёнковская библиотека В 1999 года ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днём поэзии – с тех пор этот день наполнен любовью к рифме, гармонии и чувствам, выраженным в строках.
Кремёнковская библиотека
В Доме музыки 27 марта открылась выставка графики главного архитектора Калуги, первого вице-президента Союза московских архитекторов, члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Комова «Порталы и Маяки».
Калужская неделя
Выставка  «Преобразивший Калугу» - Научная библиотека им. В.Г. Белинского В Краеведческо-информационном центре представлена выставка  «Преобразивший Калугу», посвященную Павлу Тимофеевичу Перминову заслуженному архитектору России, главному архитектору города Калуги в 1964-1984 гг.
Научная библиотека им. В.Г. Белинского