Забытый калужский театр

В1912 году в Калуге открывается Народный дом. Еще фото:

Многие калужане знают, что  одной из заслуг  князя Сергея Дмитриевича Горчакова и особенно его супруги Анны Евграфовны по праву можно считать постройку в Калуге Народного дома с благой целью распространения в народе религиозно-нравственных знаний, содействия трезвости и развития любви к Родине, а также нравственного, умственного и физического развития населения.

Здание строилось в 1911-1912 гг. на средства от добровольных пожертвований. На здании была выбита надпись: «В память 1812 года».  Некоторые калужане безвозмездно предлагали свою помощь. И после завершения строительства имена и фамилии всех рабочих были выбиты на плитах и вывешены в чайной Народного дома. Об этом подробно пишет в своей книге «Калуга и калужане» Евгений Фридгельм. В Народном доме были читальня, зрительный зал с театральной сценой, гимнастический зал и библиотека.

Официальное открытие Народного дома состоялось 26 августа 1912 г., к столетнему юбилею Бородинского сражения. В тот день там состоялась премьера спектакля «Сцены войны 1812 года».

Шли годы, менялся общественный строй, но Народный дом продолжал служить людям. Когда в начале ХХ в. было построено новое здание вокзала, то старое было переоборудовано под второй городской театр, в котором актерами были рабочие и служащие железнодорожных мастерских, почему новый театр и назывался «Учклуб железнодорожников». Но уже через несколько лет ему была предоставлена сцена Народного дома.

С 1926 по 1938 год здесь работает драмсекция, в составе которой были артисты А. Грановская и М. и Г.Краснопевцевы,  З.Невзорова, В.Петрова, Е.Бритарёва, М.Алексеева, В.Веденеева, С.Сладкий и многие другие. В художественный совет входили С.Сладкий, В.Медведев, Г.Краснопевцев, И.Шалыбин, А.Грановская.

Первая постановка относится к 1926 - 1927 годам. Это была пьеса С.Лешара «Ледоход», рассказывающая о событиях октября 1905 года в Москве. Она с успехом прошла более десяти раз, и посмотрели её около четырех тысяч зрителей. Режиссёром-постановщиком и исполнителем роли инженера Карова выступал Георгий Краснопевцев, который в 1926 году был переведен в Калугу с должности заведующего клубом станции Сызрань.

Вообще же в репертуаре театра в период с 1926 по 1938 год были 23 наименования произведений (это только то, что удалось установить). В их числе «Любовь Яровая», «Овод», «Светит, да не греет», «На дне», «Разлом» и др.

Особенно активно участвует в работе драмсекции в этот период  небезызвестный в театральных кругах Сергей Сладкий. Его творческий путь начинался на подмостках любительского театра. Именно он на клубной сцене  вслед за постановкой гортеатра ставит спектакль «Овод». По отзывам критиков, эта работа выявила сравнительно сильный состав исполнителей (это всего через год после начала работы драмсекции) и тщательное отношение к постановке всего коллектива. Как писала тогда газета «Коммуна», интерес зрителя «держится на центральной роли Овода - роли большого масштаба и большой актёрской техники. Понравился и был принят публикой в этой роли очень способный молодой актёр–любитель тов. Краснопевцев Г.Л., хотя и он не овладел ролью настолько, чтобы приковать к себе напряжённое внимание зрителя».

«Овод» на клубной сцене продолжался свыше пяти часов. Он состоял из десяти картин, а не семи, как в гортеатре, и это делало постановку несколько громоздкой. Но как при этом не восхититься работой актёров, которую даже взыскательная критика оценила «на голову выше обычного»!

Исполнитель главной роли в спектакле «Овод» Г.Краснопевцев в том же 1927 году становится режиссёром-постановщиком пьесы А.Островского «Горячее сердце». По рецензии Вальсингама (псевдоним А.Барышева), эта постановка показала, что «драмкружок клуба железнодорожников должен быть поставлен далеко впереди остальных наших клубных кружков. А причина этому – наличие хороших, почти квалифицированных сил», способных справиться даже с трудными задачами. Отмечена актёрская работа Сладкого, Сафронова, Фёдорова и др.

В постановке Сладкого на клубной сцене в период с 1927 по 1929 год не раз прошла пьеса  А.Горького «На дне».  Ставились также спектакли по таким классическим произведениям, как пьесы А.Островского «Не всё коту масленица», «Светит, да не греет», «Без вины виноватые», а также на современную тематику - «Рельсы гудят» и «Чудесный сплав» по произведениям Киршона, «Слава» - Гусева, «Склока» - Ардова и Никулина.

Рабочий Ларионов по поводу постановки пьесы «Склока» в «Коммуне» пишет: «По всем поставленным драмсекцией спектаклям видно, что это отрасль клубного дела поставлена довольно хорошо».

Давая оценку пьесы, он, однако, замечает: «Пьеса не имеет тонкого юмора, утомляет однообразием действия. Примером может служить вторая картина, где все действие заключается в том, что «зав не желает  уступить помзаву, а тот, в свою очередь, отвечает тем же».

По поводу этой же пьесы читатель «Коммуны» Михайлов сообщает: «Эта постановка очень ярко обрисовала плохую бытовую сторону жизни «ответственных» советских работников. Мещанство и подхалимство. В аппарате возникает безхозяйственность, волокита и т.д. В общем, постановка произвела хорошее впечатление на нашего зрителя».

Как видно из отзывов, рабочие художественной работой учклуба довольны и охотно его посещают. На пустой зал, по-видимому, жаловаться клубу не приходилось.

Очень хорошо калужская публика и критика приняли постановку драмсекции по пьесе Лавренёва «Разлом» (режиссёры-постановщики И. Шалыбин и Г. Краснопевцев).  Вот выдержки из газетных публикаций тех лет:

«Эта постановка была одна из лучших постановок клуба. Учклуб занялся не только подбором хороших любителей-артистов, но и репертуара. Благодаря мастерству и технике самих артистов спектакли проходят с большим оживлением».

«Никогда еще  не приходилось мне так заинтересоваться клубным спектаклем, как постановкой «Разлом». Смотришь и вспоминаешь - «а ведь так это было». Хорошо сделал учклуб, что избрал такой репертуар. «Разлом» должен быть показан не только железнодорожникам, но и всем рабочим».

«Надо полагать, что учклуб на этом не остановится. Приходится удивляться  только, почему до сих пор другие клубы не взялись за постановки художественных пьес? Ведь возможности для этого  теперь уже есть».

А вот отрывок из газетной статьи, которая называлась «В порядке обмена»: «Гастроль драмкружка  учклуба ж.д. в понедельник 24 января (1938 г.) в клубе совработников, по-видимому, кладет начало систематическому  обмену постановками между этими двумя сильнейшими в городе клубами. На днях в Нардоме будет ответная гастроль совработников.

Показанная драмкружком  учклуба  2-актная вещица «Званый вечер» имела очень хороший успех у публики.

Гастролеры из учклуба - народ веселый и хорошо сыгравшийся: вещица идет - «что надо».  По яркости игры выделяются: Краснопевцев (парикмахер), Кондрыкинская (кума), Медведев (лавочник), Дмитриева (дочка).  Неплохи и остальные».

Возникшая в первые годы советской власти драмсекция стала выразителем дум и чувств народа. В ее работе были несомненные удачи и очевидные просчёты, но было при этом главное - стремление творить и приносить пользу калужскому зрителю.

Марина РЫБАКОВА.

 
По теме
Ремонт в здании Тарусской картинной галереи начнётся в ближайшее время. Рабочим предстоит выполнить большой объём внутренних работ в залах на двух этажах, лестничном пролёте, помещении, где хранятся запасники, и библиотеке.
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
В Доме музыки 27 марта открылась выставка графики главного архитектора Калуги, первого вице-президента Союза московских архитекторов, члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Комова «Порталы и Маяки».
Калужская неделя
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ - Кремёнковская библиотека В 1999 года ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днём поэзии – с тех пор этот день наполнен любовью к рифме, гармонии и чувствам, выраженным в строках.
Кремёнковская библиотека
Выставка  «Преобразивший Калугу» - Научная библиотека им. В.Г. Белинского В Краеведческо-информационном центре представлена выставка  «Преобразивший Калугу», посвященную Павлу Тимофеевичу Перминову заслуженному архитектору России, главному архитектору города Калуги в 1964-1984 гг.
Научная библиотека им. В.Г. Белинского