Блиц на колёсах.
Для того чтобы решиться попробовать себя в роли врача скорой, потребовалось переступить через себя: не то что я боюсь крови, а скорее, вида человеческих страданий...
Меня определили в бригаду экстренной помощи - ту, что ездит на вызовы, требующие сверхбыстрого реагирования. В двух словах рассказали о содержимом медицинских чемоданчиков, назначении устройств внутри машины - и мы отправились на первый вызов. Остальную интересующую меня информацию пришлось получать с колес - у работников скорой из-за большой плотности вызовов, свободного времени практически нет.
Пока ехали, врач бригады Юлия Александровна успела развенчать несколько распространенных мифов по поводу своей работы. Первый: на скорой помощи работают либо подрабатывают молоденькие и неопытные медики. Моя собеседница в этом качестве более десяти лет, а раньше несколько лет работала в стационаре. Что касается подработки, то просто так сюда не возьмут: нужно иметь сертификат специалиста на эту деятельность.
Второй штамп заключался в том, что сейчас врачи скорой якобы ездят на вызовы с одним обезболивающим уколом, никаких других лекарств не дают, а всем предлагают проехать в стационар или написать отказ. Содержимое чемоданчиков и слова Юлии ясно дали понять, что набор медицинских средств нисколько не уменьшился, а медтехника усовершенствовалась. К примеру, новый очень удобный аппарат ЭКГ позволяет снять кардиограмму в считанные минуты. Но нужно учитывать, что работники неотложки не имеют права назначать лекарства (чего хотели бы некоторые больные), это - в компетенции врача поликлиники или стационара.
Скорая помощь не всегда бывает скорой, потому что врачи по ходу заезжают по своим делам. С этим утверждением долгое время трудно было бороться, пока не появилась система слежения ГЛОНАСС. Перемещение каждой машины отслеживает диспетчер Центра скорой медпомощи на интер-активной карте.
По поводу «своих дел»: водитель может заехать на заправку. Правда, он старается это сделать до вызова, но не всегда получается. К сожалению, бывает, что приходится тратить драгоценное, отведенное для спасения пациента время на поездку за бензином на другой конец города. Дело в том, что с недавнего времени машины скорой помощи заправляют по безналичному расчету только на двух автозаправках города, выигравших тендер.
Первый вызов в этот день оказался по нашему профилю. Мужчина 52 лет задыхался - сердечный приступ. Бригада сделала свое дело: человеку помогли. Теперь дальнейшее будет зависеть от него - нужно взяться за себя, начать лечиться. Иначе не исключено, что этот звоночек будет не последним.
Второй вызов поступил из пригородного поселка. Карета скорой доехала туда минут за двадцать-двадцать пять. Диспетчер передал, что женщине плохо - ее рвет. Похоже на отравление.
Однако на деле оказалось, что картина иная. Пожилая женщина помимо рвоты начала перечислять другие симптомы: кровотечение, болит живот и грудь. Чтобы не пугать плачущую больную, Юлия Александровна потихоньку ее выспрашивала и рисовала картину и причины происшедшего. Оказалось, что небольшие, но грозные симптомы появились еще месяц назад, но человек почему-то откладывал поход к врачу. Почему?
- В таком возрасте маточное кровотечение о чем может говорить? - грустно обратилась-констатировала Юлия Александровна, адресовав свой вопрос мне, стажеру, после того как вышли из дома. Пациентке были сказаны совсем другие слова - обнадеживающие, успокоительные.
Женщине сделали ЭКГ, обезболили, вкололи кровеостанавливающее. А перед этим дали подписать бумагу о согласии на проведение обследования и даче лекарств. Бережно ее посадили в машину. Теперь наш маршрут - Больница скорой медицинской помощи, приемное отделение.
После подобных вызовов врачи возвращаются домой с тяжелым сердцем. Экстренные бригады нередко видят смерть, причем после безуспешных попыток откачать больных. Говорят, что в скорой долго нельзя работать - человек быстро эмоционально выгорает, ежедневно сталкиваясь с тяжелыми, безнадежными случаями. И все же люди работают, привыкают к трагедиям, хотя и сочувствуют, радуются тогда, когда удается помочь.
В большинстве своем врачей принимают благожелательно. Поэтому проблем в общении с пациентами практически нет, исключая разве что пьяных. А вот родственники ведут себя не всегда адекватно и по-человечески. Мне рассказали несколько историй, когда после оказания помощи жены и дети писали жалобы, придираясь к врачам. То они недостаточно быстро бегут в квартиру к пациенту, то не так с ним разговаривают.
Кстати, у медработников тоже есть свои претензии к тем, кто пользуется услугами службы «03». В их практике не редкость, когда скорую помощь вызывают на всякий случай. Мама посчитала, что врач поликлиники «плохо послушал» ребенка (а вдруг у него воспаление?). Бабушке показалось, что у нее давление повысилось. А кто-то и вовсе звонит, чтобы ему сделали укол. В таких ситуациях приходится разъяснять людям азбучные истины, укорять: «Кто-то нуждается в нашей помощи больше, чем вы...»
Конечно, в их работе есть и плюсы. Мою собеседницу устраивает график дежурств - сутки через трое. Три свободных дня, которые можно посвятить семье либо подработать. За сверхплановые дежурства идет почасовая оплата. Если учитывать дополнительные начисления и подработки, то врач скорой в среднем имеет в месяц около тридцати тысяч рублей.
По словам врача бригады, в сравнении со стационаром работа на скорой сложнее, но и интереснее. Требуется очень быстро собрать анамнез и принять правильное решение. Времени на размышления и на то, чтобы проконсультироваться, нет. Однако такое разнообразие ситуаций, жизнь на колесах привлекают и заставляют быть в тонусе.
Те полдня, когда я была в стажерах скорой, выдался солнечным, атмосферное давление было в норме, поэтому, видимо, и вызовов бригады экстренной помощи было немного - всего два или три. Я попала в тот редкий период, когда врачам можно было несколько расслабиться. Однако день на день не приходится, и, приди я завтра, мне бы пришлось целый день колесить по Калуге и ее ближайшим деревням.
Фото АННЫ ЗОЛОТИНОЙ.